l  Актуальное  l  Новое  l    Блоги  l  Комментарии  l  Архивы  
 
 
Пользователь
Пароль

Запомнить меня
 
Поиск по сайту
 
Наши сетевые проекты

Проекты-партнеры






















Приоритетные национальные проекты













КАСАТЕЛЬНО
12.01.2006  
Русские в Казахстане: "казахи русского происхождения"? Версия для печати Отправить на e-mail

Эти перемены нашли отражение и в идеологии. Официальное руководство Казахстана часто говорит о "евразийском", многонациональном характере государства...

Из всех советских республик именно Казахстан был тем полигоном, на котором в СССР особенно смело испытывали и ядерное оружие, и "целину", и концепцию "новой исторической общности — советского народа". К 1959 г., когда проводилась общесоюзная перепись, доля казахов в составе населения республики сократилась до минимального уровня — до 30 %. Но после 1959 г. доля казахов в составе населения неуклонно увеличивалась: в 1970 г. — 32%, в 1979 г. — 36%, 1989 г. — почти 40%. По данным переписи населения СССР 1989 г., из 16464000 населения казахи составляли 39,7%, русские — 37,8 %, немцы — 5,8 %, украинцы — 5,4 %. За 1989-1999 гг. численность казахов в стране увеличилась на 1 млн. 488,1 тыс., или на 23 %, и возросла с 6 млн. 496,9 тыс. до 7 млн. 985 тыс. За 90-е гг. из страны выехало около 2 млн. русских, украинцев и белорусов, а также 0,8 млн. немцев. Население Казахстана сократилось с 16,9 млн. в 1991 г. до 14,9 млн. в 1999 г. За 1989-1999 гг. количество русских сократилось на 26 %, украинцев — на 38 %, немцев — на 63 %. Разумеется, эти демографические сдвиги не могли не вызвать изменения в отношениях двух ведущих этносов, в их представлениях о собственном месте в новом государстве.

Одно из проявлений этих изменений — те гетеростереотипы ("представления о других"), которые получили распространение среди казахов и русских в последние годы. В этнической психологии распространено следующее понимание этностереотипа: это — "устойчивое, схематично-упрощенное и эмоционально-оценочное мнение одной этнической общности о другой и о самой себе". При этом хотелось бы подчеркнуть, что мы не считаем этностереотипы заведомо ложными, негативными представлениями и предрассудками; напротив, на наш взгляд, они в преломленной форме нередко отражают очень важные реальные тенденции, получившие развитие в обществе. Этностереотипы, в свою очередь, оказывают огромное влияние на социализацию, на поведение подрастающих поколений в отношении представителей той или иной этнической общности. Автостереотипы ("представления о своих") оказываются, как правило, гораздо позитивнее, чем гетеростереотипы. При этом важно учитывать, что негативные гетеростереотипы особенно часто актуализируются в тех условиях, когда между этносами либо идет острая конкурентная борьба, разгораются конфликты по жизненно важным вопросам, либо складываются отношения господства-подчинения.

Нами использовались результаты более десятка социологических исследований по данной тематике, проведенных в Казахстане в период с 1992 по 2004 гг. Вместе с тем, автор имел уникальную возможность апробировать свои выводы в августе 2003 г., читая курс по этническим стереотипам на международном летнем университете в Усть-Каменогорске. Молодые казахстанские преподаватели — социологи, психологи, политологи, историки, философы, экономисты — активно участвовали в фокус-группах и деловых играх, давших достаточно интересный эмпирический материал по интересующей нас тематике. Кроме того, использовались данные контент-анализа СМИ, а также такой нетрадиционный источник, как Интернет-форумы, на которых обсуждаются проблемы межэтнических отношений в Казахстане.

В целом данные опросов показывают, что "запас прочности" позитивных, добрососедских отношений между русскими и казахами сохранялся в своей основе даже в самые критические моменты. Исследования по ценностным ориентациям показывают близость позиций казахов и русских, выросших в Казахстане. Положительные характеристики, как правило, преобладают над отрицательными в гетеростереотипах и русских, и казахов (особенно — у представителей старших поколений). Однако вместе с тем отмечаются и существенные колебания, причем "крайние" позиции чаще встречаются в среде студенческой молодежи.

В содержании негативных стереотипов, на наш взгляд, зачастую получали отражение разного рода претензии и фобии, накопившиеся в сознании людей. Так, например, в 1999 г. в характеристиках казахов русскими впервые стали упоминаться такие качества, как "национализм" и "жестокость". В какой-то мере эта тенденция к усилению недоверия нашла отражение и в тех гетеростереотипах, которые были названы русскими на проведенной нами фокус-группе: здесь явно отразилось недовольство в отношении стремления казахов доминировать с использованием азиатских традиций (помощь своим родственникам в устройстве на работу, авторитаризм и т.д.).

Такую эволюцию стереотипов, по-видимому, можно верно истолковать лишь с учетом изменения общей ситуации в Казахстане. К моменту распада СССР в среде казахов накопилось довольно много претензий к "старшему брату", традиционно считавшему, что именно он принес все начала цивилизации в этот "край диких кочевников". Так называемая "колониальная неблагодарность" казахов выплеснулась в том, что русских стали обвинять в геноциде, в искоренении их национального языка и культуры… Затем произошел глобальный миграционный отток, миллионы русских, украинцев, немцев покинули страну. Эмиграция русскоязычных групп достигла апогея в 1994 г. — по некоторым данным, она составила 481 тыс. чел. Затем показатели постепенно снижаются: большинство тех, кто имели возможность уехать, уже уехали. Казахи стали составлять абсолютное численное большинство в стране, заняли ключевые посты в органах власти, стали единственным "титульным" этносом.

Эти перемены нашли отражение и в идеологии. Официальное руководство Казахстана часто говорит о "евразийском", многонациональном характере государства. Однако реальная политика выражается в том, что почти все ключевые посты принадлежат казахам. В дальнейших планах некоторых идеологов — полная "казахизация" страны. Так, например, доктор исторических наук Азимбай Гали пишет: "Что такое хорошо для Казахстана и казахов? Интеграция, ассимиляция и аккультурация на основе казахских ценностей… Будут уменьшаться носители этого (русского — Ю.Ч.) языка, меньше будет эпигонов и в качестве международного: казахи предпочтут английский, в качестве родного — казахский". Вместе с тем националисты предают анафеме тех "асфальтных казахов", которые все еще остаются "политически русскими". Такие идеологи подогревают в казахской среде бытовой национализм, национальную кичливость и ксенофобию. На Интернет-форумах, например, встречаются такие сообщения: "Вчера имел удовольствие лицезреть огромную очередь у российского посольства. Зрелище феерически приятное"; в некоторых газетах содержатся нападки на певицу-казашку, которая еще осмеливается петь по-русски, и т.д. Формула "казахи русского происхождения", на наш взгляд, вполне могла быть заимствована казахскими националистами из Прибалтики, где уже накоплен богатый опыт дискриминации людей по этническому признаку. Чем-то напоминает она и формулу "немцы, говорящие по-вендски", применявшуюся нацистами в отношении лужицко-сербского меньшинства Германии.

Разумеется, все это не может не вызывать обратную, не всегда сдержанную, реакцию оппонентов. Некоторые лидеры русскоязычных общин, к сожалению, так и остались в плену старых идеологических догм, весьма далеких от современной реальности. Все это не способствует развитию конструктивного диалога и взаимопонимания.

Тенденция к созданию этнократического государства не может не тревожить тех все еще многочисленных неказахов, которые остаются жить в Казахстане. Поэтому весьма серьезна та разница, с которой казахи и неказахи оценивают состояние межнациональных отношений. Если казахи в массе своей считают, что теперь стало "все нормально", то представители других национальностей посылают совершенно иные сигналы: "нет, далеко не все нормально: мы считаем себя ущемленными в кадровой, языковой политике" и т.д. Собственно, эти же самые сигналы обнаруживаются и в тех новых гетеростереотипах, о которых шла речь выше.

В условиях отношений господства-подчинения негативные стереотипы, как уже отмечалось, резко актуализируются, становятся мощным фактором, препятствующим восстановлению понимания и доверия между народами. В Казахстане еще сохраняется солидный запас доверия, но в новых, принципиально изменившихся условиях он подвергся размыванию. Какая реальная политика — направленная на этнократию или на создание многонационального евразийского государства — возобладает? Это во многом будет зависеть от того, захочет ли власть Казахстана услышать посылаемые ей сигналы.

Юрий Георгиевич Чернышов - д.и.н., профессор, зав. кафедрой всеобщей истории и международных отношений Алтайского гос. университета, директор Алтайской школы политических исследований.

Юрий Чернышов


по информации АПН - Казахстан

Комментарии
Ремонт стартера и генератора в Киеве от
Написано Гость 2017-02-04 13:43:44
Мы предоставляем услуги по ремонту автомобильных стартеров,  
генераторов, а также, комплексному осмотру вашего автомобиля  
опытным автоэлектриком с многолетним стажем: http://start-service.com.ua  
тел  
(096) 912 30 30
If only there were m
Написано Гость 2013-11-15 15:38:17
If only there were more cleevr people like you!
I was drawn by the h
Написано Гость 2013-11-13 23:10:52
I was drawn by the hoestny of what you write http://ehhlury.com [url=http://eudetn.com]eudetn[/url] [link=http://mozxdn.com]mozxdn[/link]
I
Написано Гость 2013-11-12 11:47:06
I thgohut finding this would be so arduous but it's a breeze!
Too many
Написано Гость 2013-11-05 12:10:16
Too many colmpiments too little space, thanks!
Never would have thu
Написано Гость 2013-10-26 17:23:54
Never would have thunk I would find this so inlebpinsasde. http://usmokawz.com [url=http://qdmeqqkfvz.com]qdmeqqkfvz[/url] [link=http://baxtcw.com]baxtcw[/link]
I read your post and
Написано Гость 2013-10-20 23:50:30
I read your post and wished I'd writetn it
It's really great th
Написано Гость 2013-10-19 20:01:43
It's really great that people are sharing this inoirmatfon.

Откомментировать
Имя:Гость
E-mail (не публикуется на сайте!)
Заголовок:
Комментарий:

Напишите отображаемые символы:


Архив касательно»

КАСАТЕЛЬНО
 
23.02.2013   22:40
Отречение от престола. Первый, но не единственный
16.02.2013   22:07
Прокуратура Санкт-Петербурга добилась блокировки нескольких социальных сообществ "ВКонтакте"
24.01.2013   14:34
Новая идеология комфорта архитектуры столицы
06.01.2012   19:36
Новая идеология обороны США
29.10.2011   14:24
Идеология "городской деревни"от ВТБ
26.08.2011   15:12
Идеология инноваций на службе строительства
26.08.2011   14:36
Молодежь Чечни против терроризма и экстремизма
09.10.2009   12:12
Свет пропаганды, тьма запретов
17.09.2009   13:40
Технологии управления
13.03.2009   17:06
Горбачев: США должны начать «перестройку»
03.03.2009   12:12
Все спасены!
25.02.2009   17:17
Генштаб РФ спрогнозировал начало информационных войн через два года
25.02.2009   11:02
Барак Обама впервые выступил перед обеими палатами Конгресса
02.02.2009   12:12
Лекарство от голода
27.01.2009   22:01
Слово митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, избранного и нареченного Патриархом Московским и всея Руси, по избрании его Поместным Собором Русской Православной Церкви
11.07.2008   17:01
Информационный удар по ядерным силам
26.06.2008   13:50
В Иркутске прошла презентация книги Сергея Миронова
25.06.2008   09:01
Будущее Интернета - в узкопрофильных сайтах
24.06.2008   11:43
История создания ICQ
23.06.2008   17:42
В Германии распространяется идеология правого экстремизма
21.06.2008   13:08
"Мы не гнались за модой"
20.06.2008   10:44
Зигзаг удачи. «Борьба за знамя» в Новом Манеже
18.06.2008   17:28
В Литве советские флаги приравняли к нацистской символике
18.06.2008   14:01
«Кинотавр»-19: стартовая площадка для будущих прорывов
11.06.2008   09:02
Константин Бендас: скоро наши дети будут говорить на воровском жаргоне, а не на русском языке
© МОФ "ИДЕОЛОГИЯ"
2003-2007